home

Жанровое своеобразие романа Леонгарда Франка "Шайка разбойников"

?
ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
2015

РОССИЙСКАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ФИЛОЛОГИЯ

Вып. 4(32)

УДК 821.11.2-311.4

ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РОМАНА
ЛЕОНГАРДА ФРАНКА «ШАЙКА РАЗБОЙНИКОВ»
Аркадий Анатольевич Шевченко
аспирант кафедры мировой литературы и культуры
Пермский государственный национальный исследовательский университет
614990, Пермь, ул. Букирева, 15. arc.box@mail.ru

Борис Михайлович Проскурнин
д. филол. н., профессор, зав. кафедрой мировой литературы и культуры,
декан факультета современных иностранных языков и литератур
Пермский государственный национальный исследовательский университет
614990, Пермь, ул. Букирева, 15. bproskurnin@yandex.ru

Статья посвящена экспериментам Леонгарда Франка с жанровой формой романа «Шайка разбойников» (1914), включающей элементы социального романа и романа о художнике как модификации романа становления. Комплекс жанровых форм использован автором для повествования об экзистенциальных антагонизмах творческой личности – художника. Дополнительное усложнение структуры романа достигается посредством внедрения жанровых разновидностей романа детства и приключенческого романа. В исследовании подчеркивается, что, несмотря на синтез ряда жанровых элементов, роман Л.Франка представляет собой идеальное художественное целое.
Ключевые слова: Леонгард Франк; роман «Шайка разбойников»; жанровое своеобразие;
жанровая модификация; социальный роман; роман о художнике; роман становления; роман детства.
«Шайка разбойников» (“Die Räuberbande”,
1914) Леонгарда Франка (Leonhard Frank, 1882–
1961) представляет собой первое обращение автора к романному типу художественного осмысления действительности: «Уже в первом своем
романе  писатель страстно выступил против
несправедливых общественных условий, калечащих человеческую личность, подавляющих
или разрушающих индивидуальность» [Затонский 1962: 189]. Ранние художественные произведения Л.Франка структурно и содержательно
были близки малым прозаическим формам
[Lehmann 1971: 216], в то время как «Шайка разбойников» ‒ роман, над которым писатель работал «трудно и мучительно медленно» [Стеженский 1983: 20], – трактуется как окончательное
свидетельство тяготения автора к жанровой парадигме романа. Публикация «Шайки разбойников» в 1914 г. мюнхенским издательством “Georg
Müller” не только принесла Л.Франку широкую
известность, но и стала отправным пунктом для
последующего романного творчества: романы
«Шайка разбойников», «Оксенфуртский мужской

квартет» (“Das Ochsenfurter Männerquartett”,
1927) и «Из трех миллионов трое» (“Von drei Millionen drei”, 1932) образуют так называемую
«Вюрцбургскую трилогию», объединенную единым топосом (город Вюрцбург). «... Романы
написаны в разное время и едва ли были задуманы Франком как единое целое, как трилогия, однако читатель не может не обнаружить в них известной общности, как идейной, так и художественной» [Знаменская 1970: 7].
Анализируя специфику литературного творчества Леонгарда Франка и художественные особенности романа «Шайка разбойников», большинство исследователей ссылаются на достижения
немецкой
литературной
традиции.
Н.С.Лейтес, например, полагает, что «Шайка
разбойников» имеет два мощнейших художественных истока: с одной стороны – усвоение и
творческую адаптацию (с чертами стилизации)
наследия немецких романтиков (проблемнотематические компоненты произведений), с другой – следование реалистическим образцам творчества А. Дёблина и Г. Фаллады (с точки зрения

© Шевченко А. А., Проскурнин Б. М., 2015

110