ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА –––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––– 2015 РОССИЙСКАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ФИЛОЛОГИЯ Вып. 4(32) УДК 811.111: 159.923.2 СТЕРЕОТИПНЫЕ ОЖИДАНИЯ ОТНОСИТЕЛЬНО РОЛИ ИММИГРАНТА В АМЕРИКАНСКОЙ И РУССКОЙ ЛИНГВОКУЛЬТУРАХ: ОПЫТ ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ Екатерина Владимировна Трощенкова к. филол. н., доцент кафедры английской филологии и лингвокультурологии Санкт-Петербургский государственный университет 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7/9. kathlyntr@gmail.com В статье поднимается вопрос о стереотипных ожиданиях к некоторым социальным ролям в культуре, которые могут оказывать влияние на социополитический дискурс. Отмечается, что одним из продуктивных методов исследования подобных ролевых ожиданий является психолингвистический эксперимент, который позволяет моделировать современные актуальные представления о роли, что не всегда возможно в рамках традиционного лингвистического анализа. Автором анализируются результаты психолингвистического эксперимента с американскими респондентами, которые должны были продолжить предложения трех типов: на идеал, антиидеал и статус-кво исполнения роли. Таким образом, можно описать стереотипные ролевые ожидания относительно роли Migrant в сравнении с некоторыми другими ролями. В частности, в статье проводятся параллели с ролью Muslim с учетом того, что респонденты демонстрируют повышенную степень осознания стереотипизации и тенденции упоминать в ответах о дискриминации группы, а не о характеристиках исполнителей роли. Внимание фокусируется также на гендерных различиях в ролевых ожиданиях. Для того чтобы подчеркнуть лингвокультурный аспект исследуемых ментальных репрезентаций, сравниваются результаты эксперимента с американцами с данными аналогичного эксперимента с русскими респондентами. Это дает возможность говорить о различиях в идеале интеграции для двух культур. Ключевые слова: моделирование фрагмента социокультурного знания; психолингвистический эксперимент; стереотипы; ролевые ожидания; иммигранты; лингвокультурный аспект. нагруженные представления о социальной группе, включающие ее отчетливую оценку и определяющие шаблоны действий по отношению к ней, причем такие представления должны разделяться значительной частью лингвокультурного сообщества. Речь в данном случае идет о концепте «стереотип» как прототипической категории в том виде, как она используется в современных научных исследованиях стереотипизации. Конкретные стереотипы при этом могут в большей или меньшей степени соответствовать описанному и, следовательно, выступать как хорошие или плохие примеры этой категории. В лингвистических исследованиях термин «стереотип» также получил достаточно широкое распространение. Отмечается [Дьяконова 2002: 31], что стереотипность ситуаций в действительности приводит к возникновению стереотипов в Вводные замечания Понятия ролевые «ожидания» и «стереотип» изначально получили активное развитие в социальной психологии в русле исследований идентичности и представлений о социальных группах [Tajfel 1981; Шибутани 1969]. В отечественной науке работы по стереотипам появляются со второй половины XX в. [Кон 1968, 1971; Кондратенко 1966; Шихирев 1971; Ядов 1960, 1961, 1975]. Исследователи предлагают различное видение признаков стереотипа, однако изучение разных подходов позволяет выделить несколько основных характеристик. В результате анализа большого массива исследований в этой области можно сделать вывод о том, что прототипический стереотип – это устойчивые, плохо поддающиеся изменению, стандартные, упрощенные, эмоционально © Трощенкова Е. В., 2015 39