сификации Типологический анализ Исторический метод Историческая реконструкция Сравнительноисторический метод Опрос Наблюдение Эксперимент те по тем или иным основаниям. В классификации результируются сводные, притом разграниченные сведения о состоянии знания по исследуемому предмету. Она может проводиться дедуктивным или индуктивным путем. Результаты классификации чаще всего представляются в виде таблиц. «соединение» черт, полученных в результате классификации, синтезированное представление о целом, формирование репрезентирующей предмет исследования модели, которая дает системное представление о его общих свойствах. Типологический анализ очень важен для понимания системы СМИ и места в системе того или иного из них. Более того, типологический анализ реальных СМИ позволяет и даже требует построения неких «идеальных типов» СМИ, необходимых для оптимального развития системы. предполагает диахронический подход к изучаемой предметной ситуации, тогда как теоретическое и чаще всего социологическое исследование предполагает синхронистический подход. В центре внимания историка — процесс развития. Принципы подхода к пониманию и изложения исторических ситуаций в журналистике: 1. Идеографический - заключается в том, чтобы рассказать об изучаемом явлении прошлого, «как было на самом деле». 2. Концептуалистский - основан на применении к собранному эмпирическому материалу «необходимых и достаточных» средств из арсенала принятой исследователем научной парадигмы. воссоздание целостного облика журналистских явлений прошлого. Возможна лишь при использовании логического синтеза, обогащенного оправданным домысливанием недостающих звеньев на основе интуиции. требует тщательного применения научной парадигмы и смелой исторической интуиции: сбор и систематизация эмпирического материала, изучение «внутреннего» состояния сравниваемых явлений, рассмотрение «внешних» условий возникновения и функционирования изучаемого явления (социальной структуры общества, политической системы и т.д.). Методы получения эмпирической информации проходит в разных формах — это может быть стандартизированное и нестандартизированное (свободное) интервью, анкета, дневник, глубинное интервью, беседа в фокус-группах, «интервью с номером в руках» и др. Опросу «подлежат», в зависимости от задач исследования, аудитория, журналисты, руководители и владельцы СМИ, политические и общественные деятели, эксперты разных специальностей и др. специально организованное и спланированное в соответствии с поставленной задачей непосредственное ознакомление с важным для исследования объектом. Чаще всего это журналисты в процессе профессиональной деятельности и неофициальной обстановке, при контактах с аудиторией (допустим, в ток-шоу). Наблюдение может протекать в двух форма — включенной (когда исследователь выступает как журналист-профессионал или представитель аудитории, например, участник ток-шоу) и невключенной (исследователь в ситуации наблюдения представляется ее участникам именно как исследователь). Необходимо точно фиксировать результаты наблюдения (включая дату, название СМИ, участников и характера передачи и т.д.) воздействие на изучаемый объект в тех или иных его сторонах, чтобы обнаружить, как и в какую сторону эти воздействия влияют на функционирова36