правового обеспечения входят законы, указы, постановления государственных органов власти, приказы, инструкции и другие нормативные документы министерств, ведомств, организаций, местных органов власти. В правовом обеспечении можно выделить общую часть, регулирующую функционирование любой информационной системы, и локальную часть, регулирующую функционирование конкретной системы. Правовое обеспечение этапов разработки информационной системы включает нормативные акты, связанные с договорными отношениями разработчика и заказчика и правовым регулированием отклонений от договора. Правовое обеспечение этапов функционирования информационной системы включает: статус информационной системы; права, обязанности и ответственность персонала; правовые положения отдельных видов процесса управления; порядок создания и использования информации и пр. 2.3 Функции информационной системы Набор функций информационной системы включает пять «контуров» [23]: 1) C – связь (communication), регистрация, передача информации, перемещение ее в пространстве, 2) M – память (memory), хранение информации, перенос ее во времени t, 3) K – расчет (от «калькулятор», «компьютер») обработка, получение новой информации, 4) R – рассуждение (reason), разум, 5) P – «политика». Для создания простой информационной системы достаточно первых трех контуров (С, М, К). Для реализации функции С и М разрабатывают соответствующие средства, для исследования процессов сбора и передачи С информации разрабатывают и применяют различные модели. Для реализации функции К разрабатывают модели, алгоритмы и программы, ориентированные на решение конкретных задач. В живых системах кроме обработки информации типа расчетов, необходимы рассуждения R. В более сложно организованных социальных системах также нужна еще и функция политики P, для реализации которой нужна соответствующая информация. Моделирование функций R и P является предметом исследования специальных методов и моделей, базирующихся на идеях искусственного интеллекта, извлечения знаний и др. научных направлений, ориентированных на формализацию исследования семантической информации. 2.4 Информационные процессы Информационные процессы – это последовательности операций во времени при проектировании, производстве изделий; в экономике – бизнес21