4 Требования к информационной системе 4.1 Понятие «требование к системе» Требование – это [29]: а) условия или возможности, необходимые пользователю для решения проблем или достижения целей, б) условия или возможности, которыми должна обладать система или системные компоненты, чтобы выполнить контракт или удовлетворять стандартам, спецификациям или другим формальным документам, в) документированное представление условий или возможностей для а) и б). 4.2 Классификация требований 4.2.1 Требования к продукту и процессу Требования к продукту являются основополагающим классом требований. Формулировка заказчика лежит в основе требования. Цель заказчика – получить конечный продукт, удовлетворяющий этим требованиям. Требования к проекту. Главный риск договора заказчика с разработчиком ИС – получить продукт с опозданием или ненадлежащего качества. Регламентируя процесс создания ПО и выполняя его аудит, заказчик снижает риски, хотя мероприятия по регламентации приводят к дополнительным накладным расходам. Поиск компромисса между степенью контроля рисков и величиной расходов приводит к формированию требований к проекту: регламент отчетов разработчика; совместные семинары по оценке промежуточных результатов; определение характеристики компетенций участников рабочей группы, исполняющих проект, их количество; указание методологии управления проектом. 4.2.2 Уровни требований Выделяют три уровня требований. На верхнем представлены бизнестребования (business requirements). Их формулируют топ-менеджеры или акционеры предприятия. Средний уровень образуют требования пользователей (user requirements). Они часто бывают плохо структурированными, дублирующимися, противоречивыми. Третий уровень – функциональные требования (functional requirements) – предназначен для формализации требований. 4.2.3 Системные требования и требования к программному обеспечению Системные требования являются обобщающим понятием по отношению к требованиям к ПО (подмножеству системных требований, направленных исключительно на программные компоненты системы [34]). Под системными требованиями в узком смысле понимают требования, выдвигаемые прикладной программной системой (в том числе, информационной) к среде своего 37