При этом под способом понимают порядок применения сил и средств, имеющихся у лиц, которые принимают решения. В каждом методе управления необходимо различать содержание (т.е. требования каких законов он реализует), направленность (на какие мотивы поведения людей направлен) и организационную форму. Методы управления процессом разработки, принятия и реализации управленческих решений – это методы реализации объективных законов, присущих данному процессу (законов мышления, экономических законов при принятии решений в экономической сфере, законов, определяющих взаимосвязи средств труда и организации деятельности управленцев с людьми как элементами этой организации с учетом социально-психологических отношений и т.д.). Рассматривая направленность метода, следует учитывать, что на практике не бывает рафинированных мотивационных воздействий, они определяются культурой человека, его состоянием, сложившейся ситуацией. Характеристика организационной формы методов управления включает тип воздействия (прямой, косвенный) и методы выработки воздействия, которые могут быть индивидуальными, коллективными и коллегиальными. Под обоснованием принятия решения понимают подкрепление убедительными доказательствами соответствия предполагаемого решения заданным критериям и реально существующим ограничениям. Метод принятия решения как метод управления – это логически упорядоченная совокупность способов, приемов, операций и процедур целенаправленного воздействия субъекта, обеспечивающая (в комплексе с другими методами и механизмами) достижение заданных целей. По степени формализации задач методы принятия управленческих решений можно разделить на три основные группы: формальные, неформальные (экспертные) и смешанные (синтез первых и вторых). В таблице 3 представлены методы в рамках процесса разработки управленческих решений (подготовки, принятия и реализации). Некоторые из них могут быть использованы многократно (например, SWOT-анализ, функционально-стоимостной анализ и др.). Методы принятия решений расположены по уровню их практического использования на предприятии и оценены относительно российской действительности [18]. 55