Фрэнк и Лилиан Гилбреты Детально изучали рабочие операции (в том числе с помощью киносъемки), чтобы исключить из них лишние движения тела и рук. Разработали элементарную единицу трудовой деятельности, состоящую из 17 движений руки: поиск, отбор, захват, удержание и другие, которые они назвали «терблиг». В исследованиях использовали микрохронометр (до 1/2000 секунды), который помещался в кадр кинокамеры, чтобы точно определить время, затраченное рабочим на каждое движение и распознать непроизводительные движения, которые не фиксировались невооруженным глазом. Школа научного управления (основные положения и выводы) – научная организация труда (НОТ): посредством использования наблюдений, замеров, логики и анализа возможно усовершенствование большинства операций ручного труда, их более эффективное выполнение; – сотрудничество управляющих и рабочих (максимальное благосостояние каждого занятого работника обеспечит максимальную прибыль организации); – повышение эффективности производства за счет всесторонней рационализации, экономии времени и ресурсов; – увеличение производительности и объемов производства за счет систематического стимулирования работников. Административная (классическая) школа – Анри Файоль (1841–1925), работа «Общее и промышленное управление» (1916). – Гаррингтон Эмерсон (1853–1931), работа «Двенадцать принципов производительности» (1911). – Макс Вебер (1884–1920), работа «Теория общества и экономическая организация» (1920). 27