ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ В 2004 г. компания LaCoste&Romberg стала дочерним предприятием компании Scintrex ltd. (Канада). С 2005 г. наземные гравиметры линейки LaCoste&Romberg серийно не выпускаются. На рынке их заменила модель Autograv CG-5, разработанная Scintrex ltd., которая в настоящее время пользуется наибольшей мировой популярностью. Модель CG-5 пришла на смену прародителям CG-3 и CG-3M. Все три модификации гравиметров Autograv имеют неастазированную измерительную систему из плавленого кварца. В 2016 г. компания Scintrex анонсировала новую модель гравиметра Autograv CG-6. Несмотря на принципиальные различия чувствительных систем приборов, измерения силы тяжести в каждом из них выполняются компенсационным способом, общий принцип которого таков: сила тяжести воздействует на систему, отклоняя груз от начального положения; оператор в ручном режиме либо прибор автоматически возвращает груз в исходную позицию, прикладывая компенсирующую силу механического характера (сила дополнительной пружины) либо электростатического характера (электростатическая сила, возникающая между специальной клеммой и грузом в силу обратной связи). Величина противоположно направленной силы, компенсирующей изменение силы тяжести при возвращении эталонной массы в начальное положение, численно равна этому изменению и фиксируется в показаниях прибора. Тем самым оценивается именно изменение силы тяжести, но не ее абсолютное значение. Гравиметр наземный узкодиапазонный класса В (ГНУ-КВ) Это гравиметр вплоть до 2000 г. широко применялся на территории бывшего СССР, а затем и России для всех видов гравиметрических съемок. Масса гравиметра составляет около 5 кг. Гравиметр астазированный, а это означает, что в процессе измерений необходимо содержать систему в таком состоянии, когда ее механическая чувствительность максимальна, т. е. производить настройку диапазона перемещений. Ширина диапазон измерений без перестройки составляет 80−120 мГал, но он может быть расширен до 500 мГал с соответствующим увеличением погрешности измерения. Среднеквадратическая погрешность измерения силы тяжести в рейсах продолжительностью 4 ч составляла около ±0,03 мГал, разрешающая способность системы не превышала 0,006 мГал. Внешний вид гравиметра ГНУКВ показан на рис. 5.4. 64