Литература в контексте культуры УДК 82 Наталья Сергеевна Кожева студент филологического факультет Пермский государственный национальный исследовательский университет kozhevanata@yandex.ru © ОБРАЗ БЕСА В ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ В статье исследуется эволюция образа беса в древнерусской литературе XII–XVII вв., в частности, рассматривается влияние народных и религиозных представлений на возникновение и развитие образа. На литературном материале выявляются основные художественные функции образа беса, подчеркиваются характерные черты, свойственные образу на каждом этапе развития древнерусской литературы, раскрываются взаимосвязи с другими образами художественной системы древнерусских произведений. Ключевые слова: древнерусская литература; образ; бес; художественные функции. Проблема функционирования художественных образов в древнерусской литературе вызывает интерес исследователей. В.В. Кусков отмечал, что древнерусский писатель менее всего был склонен к беспристрастному изложению фактов, «добру и злу внимая равнодушно» [Кусков 1998: 8]. Противостояние светлой и темной стороны – уникальный феномен, характерный для древнерусской литературы в качестве одного из ключевых элементов, определяющих сюжет произведений. Роль основной источника развития сюжета во многих произведениях отводится представителям зла, – силам, сеющим разрушение и хаос; поэтому не случайно именно они оказываются наиболее яркими и запоминающимися для читателя. Одним из представителей таких сил является бес, который предстает в разных вариантах. На каждом этапе развития древнерусской литературы образ беса был связан с определённой идейной нагрузкой, новым историко-культурным контекстом и оригинальными сюжетными функциями. Целью исследования является анализ эволюции образа беса и выявление его художественных функций в древнерусской литературе на разных этапах её развития. Для достижения поставленной задачи нам предстоит выявить особенности образа беса, его функции на каждом этапе развития литературы XI– XVII вв. и определить, под влиянием каких факторов формировался этот образ. Материалом исследования стали «Повесть Временных лет», «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона, «Киево-Печерский патерик», «Повесть о путешествии Иоанна Новгородского на бесе», «Повесть о Петре и Февронии Муромских» и «Повесть о Савве Грудцыне». Образ беса в славянской демонологии. Влияние религиозных и народных представлений на образ беса. Рассмотрим генезис образа беса и выясним, как славянская мифология оказала воздействие на процесс его развития. © Кожева Н.С., 2019 62