В область искусства термин Оutsider art (Аутсайдерское искусство) ввел в 1972г. Роджер Кардинал, британский искусствовед, обратившись к творчеству непрофессионалов [6]. Ранее, художник и теоретик Жана Дюбюффе (1945г.) предложил термин ар брют для обозначения искусства, созданного за пределами официальной, легитимизированной культуры. Термин ар брют оказался историческим жестом для обозначения группы художественных феноменов, идентифицируемых как «аутсайдерское искусство» [7]. Наконец, опять же с «легкой руки» Роджера Кардинала (J.Maizels, 2001) появляется Marginal Art, уже в обновлённом и множественном статусе: Маргинальные искусства (Marginal Arts) «прикрывают» явления «свежести», «неиспорченности», «чистоты». Аутсайдерское искусство - это нечто фольклорное, наивное, чистое. Или варианты: медиумическое, детское, ярмарочное, любительское, знахарское, тюремное, тату, граффити, искусство инвалидов, душевнобольных, бродяг, а также доисторическое, этническое и тому подобное – ещё не «созревшие» до собственной автономии [8]. В России, формирование поля аутсайдерского искусства, как социокультурного феномена пришлось на 1990-е годы., и было во многом связана с творчеством самодеятельных авторов, не получивших профессионального образования и занимавшихся художественной деятельностью на досуге. За данной областью практики закрепился многозначный в своей трактовке термин «наивное искусство». С середины 1980-х гг. в Ярославле также накапливался и изучался материал коллекции «Иные», стартовавшим, спустя десятилетие, одноименным арт-проектом. Именно с этого периода в России прижились термины «ар брют» и «аутсайдер арт», а психопатологический акцент в подходе к феномену аутсайдерства сместился в сторону социокультурного и искусствоведческого [9, с. 9]. В своем исследовании искусствовед Анна Суворова отмечает: «Утрата личностью ощущения своей целостности, а также целостности восприятия собственной жизни и судьбы становится одним из характерных мотивов личных историй 168