ТЕМА 3. ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ Каждый потребитель имеет свои индивидуальные психологические особенности и при изучении этих особенностей можно выявить разные модели и ситуации, характерные для поведения потребителей определенных групп. Приобретение товара или использование услуги является действием, в основе которого лежат различные побудительные мотивы, которые опираются на всевозможные факторы. Исследование и изучение мотиваций, а также типов потребительского поведения очень важны и необходимы для понимания и управления со стороны продавца. Потребитель – это человек, обладающий покупательной способностью, который, имея свои вкусовые претензии к товару или услуге, в условиях выбора и ограничений пытается удовлетворить свои потребности. Для целей и задач маркетинга очень важно определить наиболее существенные, крупные целевые группы потребителей, различающиеся между собой основными признаками, но имеющие внутригрупповое сходство по существенным признакам потребления и потребительского поведения при покупке товара или услуги. Выделяют семь типов потребителей, существенно различающихся по своим поведенческим стратегиям на рынках. Класическая классификация потребителей по категориям Пол Возраст Доход Образование Профессио нальный критерий Реакция на информацию Рис. 12. Классическая классификация потребителей 23 Тип характера