Нередко разделение наук на фундаментальные и прикладные осуществляется в плане противопоставления «теоретическое-эмпирическое», «научное1 практическое» . По замечанию Е. А. Климова, между фундаментальной и прикладной (теоретической и эмпирической / научной и практической) психологией «существует полезное (с точки зрения перспектив развития науки в целом и психологического образования в частности) противоречие между теорией и практикой» (Павлова Т. А., 2007), которое порождает тесную взаимосвязь и взаимозависимость между ними. Будучи противоположными познавательный и преобразовательный тип отношения к действительности находятся в тесной взаимной связи и влияют друг на друга. Научная психология = психология, которая ориентируется на постижение сущности психических явлений. Специфика теоретического отношения к действительности состоит в том, что реализуется познавательное отношение к объективному миру. Как отмечал М. Розенцвейг, «сейчас психологическая наука – это часть жизни и культуры во всех индустриальных странах и во многих развивающихся» (Юревич А. В., 2008). Практическая психология = 1) психология, которая занимается исследованием отдельных отношений психических явлений; 2) методологическая парадигма, определяющая формы, методы и техники работы психолога с внутренним миром, с сознанием человека (Слободчиков В. И., Исаев Е. И., 1995); 3) профессиональная деятельность, направленная на изменение личности, группы, организации, предполагающая не столько изучение, сколько воздействие (Иванов М. А., 2018). Как отмечал П. В. Копнин, «сама практика не является познанием, и сведение ее к познанию является глубоко ошибочным, оно принижает практику, ибо посредством практики предмет не просто познается, но изменяется, становится другим». В англоязычной литературе практическая психология рассматривается как прикладная и вместе с тем неотъемлемая (!) часть науки. Существует академическая психология и прикладная психология (applied psychology). В журналах, посвященных прикладной психологии, публикуются как результаты собственно прикладных исследований, так и статьи психологов-практиков (practicing psychologists). В России, с одной стороны, практическую психологию описывают как «дикую» и эклектичную, обрекают на «верхоглядство» (Асмолов А. Г., 2007). С другой Фундаментальное знание в ряде случаев может отождествляться с теоретическим: теория является основой практического приложения знаний; научные методы исследования являются основанием научного познания. 1 10