стремительное развитие практической психологии; относительная девальвация традиционной академической психологии; разрыв / «схизис» между научной и практической психологией, расхождение этических систем фундаментальной и прикладной психологии; невысокая психологическая культура в обществе. Сформулированы прогнозы развития психологической науки и практики (Журавлев А.Л., Нестик Т.А., Юревич В.А., 2016): в социально-гуманитарном контексте это оптимизм в отношении престижа профессии психолога, рост востребованности психологов-исследователей и психологов-практиков при сохранении приоритетности последних; в когнитивном контексте – сохранение мультипарадигмальности в понимании и объяснении психологической реальности, фиксация кризиса дезинтеграции психологии, примерное равенство естественно-научной и гуманитарной парадигм, сохранение схизиса между научной и практической психологией. Сформулированы ключевые полемические вопросы: 1. Является ли практическая психология частью или направлением психологической науки? Могут ли практическая и академическая психология составить некую целостность? 2. Где проходят границы практической и академической психологии? Что представляет собой их пересекающаяся область, если таковая существует? 3. Как должны взаимодействовать между собой академическая и практическая психология? 4. Как и в каких объемах должна преподаваться практическая психология в вузах? И должна ли? Потенциал практической психологии состоит в том, что она может решить следующие задачи (Асмолов А. Г., 2007): изменить общественный статус психологии в России – стать основой реформирования различных социальных сфер, например, сферы образования, заложить основы психологической культуры, сформировать социальное доверие и толерантность как факторы экономического роста, социальной стабильности и личной безопасности; выступить методологическим условием выхода из психологического кризиса – преодолеть внутридисциплинарные и междисциплинарные барьеры, синтезировать психологическое знание, стать интегральной самостоятельной отраслью психологии; проводить работу с конкретной личностью / группой людей, опираясь на комплексное использование знаний из разных отраслей психологии, в том числе возрастной, педагогической, клинической и других. 14