1) изучающие психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности (психология труда, педагогическая психология, медицинская психология, юридическая психология, военная психология, психология спорта и торговли); 2) исследующие психологические проблемы развития психики (возрастная психология, психология аномального развития, патопсихология, сравнительная психология); 3) изучающие психологические стороны отношений личности и общества (социальная психология). 3. По критерию «уровни психологической организации человека» (индивид субъект деятельности личность) выделяют следующие группы (Ананьев Б. Г., 2001): 1) для индивидного уровня: общая, дифференциальная, возрастная психологии, психофизиология, онтопсихофизиология; 2) для субъектного уровня: общая и генетическая психологии, психология познания, творчества, труда, инженерная психология; 3) для личностного уровня: общая, дифференциальная, сравнительная психологии, психология отношений, психолингвистика, социальная психология, психологическое учение о мотивации. 4. По критерию научного направления отраслей психологии (Карандашев В. Н., 2012): психоаналитические, бихевиористские, гуманистические. Однако эта классификация скорее позволяет дифференцировать системы научных взглядов, нежели направления научных и прикладных исследований. 5. По сферам деятельности: психология труда, политическая, экономическая, социальная, спортивная, медицинская, педагогическая, юридическая психология, психология религии, искусства, авиационная, инженерная и другие; 6. По объекту: психология животных (зоопсихология), психология человека (антропологическая психология). 2 7. По показателям пентабазиса (Ганзен В. А., 1984) 8. По предмету исследования: психология развития, психология творчества, психология личности, психология деятельности, психология антропологическая. 9. По критерию исторического становления: Под влиянием Ч. Дарвина возникла детская психология как отдельная отрасль психологии, которая впоследствии была включена в психологию развития. Аналогичная ситуация произошла с возрастной психологией. Пентабазис включает в себя пять базовых частей: субстрат (С), пространство (П), время (В), энергию (Э), информацию (И). Пространство, время, энергия и информация определяют неоднородность и многообразие проявлений (свойств) объектов, в том числе психики (Ганзен В. А., 1984). 2 25