6) внутриличностная функция проявляется в диалоге с самим собой, в понимании речи как универсального способа мышления. Е.П. Ильин выделяет следующие функции в соответствии с содержанием общения: 1) информационная – передача и прием информации, знаний или умений; 2) экспрессивная – понимание переживаний и эмоционального состояния друг друга. Возможность изменения эмоционального состояния во время общения, так как потребность в общении может возникать из-за необходимости изменения эмоционального состояния; 3) регулятивная – обоюдное воздействие друг на друга с целью изменения или сохранения поведения собеседника (его активность, состояние, отношение к собеседнику); 4) функция социального контроля – регламентирование деятельности с помощью групповых и социальных норм путем использования позитивных (одобрение или похвала) и негативных (неодобрение или порицание) санкций; 5) функция социализации – формирование у людей умения действовать в интересах коллектива, усвоение правил и норм в обществе. Б.Ф. Ломов выделяет три функции общения: 1) информационно-коммуникативную (получение и передача информации); 2) регуляционно-коммуникативную (регуляция поведения); 3) аффективно-коммуникативную (получение эмоций и их выражение). Эти функции и стороны зачастую неотделимы друг от друга. Например, отдавая распоряжения, начальник зачастую выражает и свое эмоциональное состояние. Ребенок плачем выражает свое состояние и дает информацию о том, что голоден. Таким образом, общение – сложный многоплановый процесс самостоятельной человеческой деятельности, возникаю- 8