4. Назовите основные приемы преодоления фонетических барьеров. 5. Как преодолеть семантические и стилистические барьеры общения? 6. Назовите особенности логического барьера и приемы его преодоления. 7. Какие психолого-дидактические принципы используются в деловой риторике? 8. Назовите коммуникационные эффекты и обоснуйте необходимость их использования. ПЕРЦЕПТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ В процессе общения людей, помимо передачи информации и взаимодействия, происходит и познание их друг другом. Рассматривая процесс познания человека другим человеком в общении, С.Л Рубинштейн писал: «В повседневной жизни, общаясь с людьми, мы ориентируемся в их поведении, поскольку мы как бы "читаем" его, т.е. расшифровываем значение его внешних данных и раскрываем смысл получающегося таким образом текста в контексте, имеющем свой внутренний психологический план. Это "чтение " проистекает бегло, поскольку в процессе общения с окружающими нас людьми вырабатывается определенный, более или менее автоматически функционирую33 щий подтекст к их поведению» . Понимание другого человека, как указывают Г.В. Бороздина, Н.А. Кормнова, А.Н. Асадов, Н.Н. Покровская и др., начинается с формирования первого впечатления о нем. Психологи выделяют несколько типовых схем, по которым строится образ 34 другого человека . Данные схемы, которые также называются 33 Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М.: Изд-во АН СССР, 1959. 354 с. 34 Асадов А.Н., Покровская Н.Н., Косалимова О.А. Культура делового общения: учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ. 156 с.; Бороздина Г.В., Кормнова Н.А. Психология общения: учебник и практикум для СПО. М.: Юрайт, 2017. 463 с. 42