эффектами первого впечатления, могут приводить к ошибкам восприятия других. Эффекты первого впечатления: 1. Фактор превосходства. В случае неравенства партнеров по общению люди склонны систематически переоценивать различные психологические качества других людей, которые превосходят их по какому-либо существенному параметру. В известном научно-популярном фильме «Я и другие» есть такой интересный эпизод: двум группам испытуемых (студентов) показывали фотографию одного и того же человека, но в первой группе его называли крупным ученым, а в другой – матерым преступником, и просили дать ему характеристику. Эта 35 демонстрация основана на исследованиях А.А. Бодалева , который впервые провел подобное исследование (кстати, именно А.А. Бодалевым был введен термин «социальная перцепция»). Все испытуемые безоговорочно характеризовали ученого крайне положительно, а преступнику приписывали крайне негативные характеристики. Таким образом, если превосходство определяется по одному параметру (здоровье, интеллект, статус, внешность), то переоценка (или недооценивание) осуществляется уже по нескольким параметрам. Фактор превосходства основан на демонстрации (сознательной или неосознанной) целого ряда сигналов партнеру, «знаков» – от модной, дорогой одежды и обуви брендовых марок, аксессуаров (гаджетов, украшений, часов, сумок и т.д.), автомобиля, квартиры, рабочего кабинета до наград, званий, формы одежды (например, военные высшего ранга) и др. Большое значение самоподача играет в деловой сфере, в профессиональной коммуникации, когда необходимо воздействовать на партнеров, слушателей, клиентов. Для создания имиджа очень важна форма (военные, полицейские, сотрудники МЧС, судьи, пилоты, бортпроводники и т.д.). В русском языке существует поговорка «По одежке встречают, по 35 Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком: монография. М.: Из-во Моск. ун-та, 1982. 200 с. 43