САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ В ОБЩЕНИИ В процессе взаимодействия людей большую роль играет восприятие партнера по общению. Именно от самоподачи в общении зависит не только длительность общения партнеров, его характер, но и эффективность взаимодействия в целом, продолжение либо прекращение дальнейшего сотрудничества. В психологии общения известны такие механизмы социальной перцепции, как стереотипизация, аттракция, идентификация, рефлексия, каузальная атрибуция. В то же время формирование своего образа и его влияние на партнера во многом зависит от самого человека. Именно эта способность вмешательства в процесс формирования своего образа у партнера и назы48 вается самоподачей, самопредъявлением, самопрезентацией . Самопрезентация личности понимается психологами как в различной мере осознаваемый и постоянно осуществляемый в межличностном взаимодействии процесс предъявления Яинформации в вербальном и невербальном поведении субъекта 49 самопрезентации с учетом специфики социальной ситуации (О.А. Пикулёва). Каждого человека, несомненно, волнует, какое впечатление он производит на других. В литературе отмечаются следующие факторы социального восприятия, которые формируют первое впечатление о другом человеке: фактор превосходства, фак50 тор привлекательности, фактор отношения к нам . Именно первое впечатление при знакомстве во многом определяет и отношение к человеку в целом, и дальнейший характер общения с ним. Подробно вопросы формирования первого впечатления и механизмы построения образа человека в сознании были рассмотрены выше (см. «Перцептивная сторона общения»). 48 Бороздина Г.В., Кормнова Н.А. Психология общения… 49 Пикулёва О.А. Самопрезентация личности: мотивация и пространство «Я». Психологические проблемы самореализации личности / под ред. Л.А. Коростылевой. Вып. 8. СПб.: Изд-во С-Петерб. ун-та, 2004. С. 127–145. 50 Бороздина Г.В. Психология делового общения…; Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения… 57