В качестве техники самоподачи, по Ю.М. Жукову, можно обозначить выбор в процессе самопрезентации определенного образа в пространстве четырех дихотомий: 1) домирование – субдоминантность (например, позиции «Ребенок», «Родитель», «Взрослый» по Э. Берну); 2) контактность – дистантность (открытость для социального контакта); 3) дружелюбие – враждебность (позитивное или негативное восприятие собеседника); 4) активность – пассивность (роль ведущего или ведомого 53 в ситуации общения) . Следует также отметить, что в психологической литературе существует большое количество критериев для выделения различных видов самопрезентации. 1) по форме (Н.А. Федорова, Дж. Пирсон, Б. Шленкер) выделяют вербальную и невербальную самопрезентацию; 2) по цели (Е.А. Петрова) выделяют манипулятивную и неманипулятивную самопрезентацию; 3) по глубине, широте и гибкости (Е.А. Петрова) выделяют полную и неполную самопрезентацию. В.В. Хороших выделяет следующие виды самопрезента54 ции : 1. По стремлению получить социальное одобрение или избежать значимых потерь в социальном одобрении выделяется: естественный стиль (характеризуется более полным участием в социальных взаимодействиях); защитный стиль самопрезентации (поведение, направленное на избегание внимания, связано с действиями, которые ограничивают или уменьшают участие в социальных взаимодействиях). 53 Жуков Ю.М. Эффективность делового общения. М.: Знание, 1988. 64 с. 54 Хороших В.В. Психологические факторы успешной самопрезентации: дис. ... канд. психолог. наук. СПб., 2001. 193 с. 60