presentation) и стратегическая самопрезентации (strategic selfpresentation). Зарубежные и отечественные исследователи выделяют различные стратегии и тактики самопрезентации. Согласно этому можно выделить и тактическую, и стратегическую самопрезентации. Стратегическая самопрезентация предполагает продолжительный период времени и является формой вложения в будущее. Тактическая самопрезентация является кратковременным явлением и направлена, как правило, на создание желаемо57 го в данный момент времени впечатления . Тактика самопрезентации – это краткосрочный поведенческий акт, включающий в себя совокупность приемов вербального и невербального поведения, направленный на создание желаемого впечатления о субъекте самопрезентации. Стратегия самопрезентации – это в различной мере осознаваемое и планируемое поведение субъекта самопрезентации, направленное на создание желаемого впечатления и использующее для своей реализации определенные тактики самопрезентации. Е. Джонс и Т. Питман выделяют следующие тактики и стратегии самопрезентации: заискивание (ingraditation); самопродвижение (self-promotion); запугивание (intimidation); пояснение примером (exemplification); 58 мольба (supplication) . Тактика «заискивания» состоит в демонстрации доброжелательного, мягкого отношения к собеседнику, похвалы, согласия с ним и т.п. Ее цель в удовлетворении различных потребно57 Jones E.E., Pittman T.S. Toward a general theory of strategic selfpresentation // Psychological perspective on the self. – 1982. – С. 231–261; Schutz A. Self-presentational tactics of talk-show guests: a comparison of politicians, experts and entertainers // Journal of Psychology. 1998. № 132(6). Р. 611–628. 58 Jones E.E., Pittman T.S. Toward a general theory of strategic selfpresentation // Psychological perspectives on the self. 1982. № 1. Р. 231–262. 62