ность делового общения зависит от коммуникативной компетентности, знания механизмов социальной перцепции, умения сотрудничать, конструктивно разрешать конфликты, учитывая особенности возраста, пола, характера и темперамента собеседника. Существуют различные формы делового общения, такие как деловые беседы, деловые переговоры и совещания, публичные выступления, деловые споры, заключение сделок, деловая переписка. Вопросы для самоконтроля 1. В чем основное отличие личностного (неформального) общения от делового (формального)? 2. В чем заключается основная специфика деловой коммуникации и взаимодействия? 3. Как иерархичность построения организационной структуры влияет на деловое общение? 4. Каковы основные требования к межличностному взаимодействию в деловой среде? АКТИВНОЕ СЛУШАНИЕ И ТЕХНИКИ ЗАДАВАНИЯ ВОПРОСОВ В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ Практика делового взаимодействия показывает, что умение целенаправленно, активно слушать других имеет большое значение для взаимопонимания. Умение слушать – это необходимое условие правильного понимания позиции партнера, верной оценки существующих с ним разногласий, залог успешной деловой коммуникации. Активное слушание – метод демонстрации внимания и отражения чувств собеседника в разговоре, чтобы обеспечить формирование прочного позитивного контакта с собеседником. 67