67 4. Активное рефлексивное слушание . При таком слушании с говорящим устанавливается обратная связь и прочный позитивный контакт. Активное слушание может осуществляться различными техниками: техника вопросов (прямое обращение к говорящему, которое осуществляется с помощью разнообразных вопросов, которые будут рассмотрены далее); перефразирование, или вербализация (перефразировать – значит высказать ту же мысль, но другими словами. Слушающий перефразирует мысль говорящего, то есть возвращает ему суть сообщения, чтобы он смог оценить, правильно ли его поняли); отражение чувств (при отражении чувств основное внимание уделяется не содержанию сообщения, а чувствам, которые выражает говорящий, эмоциональной составляющей его высказываний); резюмирование (партнеру по общению возвращается в кратком виде суть его высказываний, тем самым мы даем понять говорящему, что его основные мысли поняты и восприняты). В общении в целом и в деловом в особенности информация не поступает к нам сама по себе, для ее получения необходимо прилагать определенные усилия, а именно – правильно выбирать и задавать вопросы. Не следует бояться вопросов, так как они позволяют активизировать участников беседы и направить процесс передачи информации в необходимое русло. Вопросы предоставляют возможность собеседнику проявить себя. Нельзя забывать, что большинство людей по многим причинам неохотно отвечают на прямые вопросы. Именно поэтому следует сначала заинтересовать собеседника. 67 Игебаева Ф.А., Надыршина Я.А. Особенности слушания в деловой коммуникации // Экономика и социум. 2015. № 6–3 (19). С. 67–70. 69