Таким образом, как отмечает С.П. Исенко, критика может называться созидательной, деловой, конструктивной, если она справедлива, содержит точное описание критикуемых действий и поступков, их воздействие на других людей, если она не ущемляет чувство собственного достоинства критикуемого, указывает пути преодоления обнаруженных недостатков, стимулирует его положительную самооценку и желание добиться еще лучших результатов, если она применяется в осо107 бых случаях, то есть не является повседневной и привычной . Кроме того, необходимо учитывать, что в диалоге нельзя сразу переходить к критике. Если рассматривать алгоритм критики, можно выделить следующие этапы: 1) создание благоприятной обстановки, прочного позитивного контакта с собеседником (для того чтобы быть уверенным, что он готов воспринимать критику, расположен к ней); 2) высказывание критического замечания (конструктивной критики); 3) осуществление обратной связи; 4) завершение критики (эмоционально поддержать, для того чтобы оставить хорошее впечатление после беседы, предложить помощь и т.д.). Получить обратную связь от критикуемого означает определить его реакцию на критику, которая может быть: адекватной (есть контакт глаз, доброжелательное лицо, кивки головой); интрапунитивной (реакция – вовнутрь) – обида (нет контакта глаз, плечи опущены, закрытые жесты и т.д.). В этом случае необходимо снять обиду с помощью разнообразных психологических приемов. Например, сказать о том, что основная работа сделана хорошо, недостатки вполне устранимы, эта работа не займет много времени, затем использовать прием «авансированная похвала» – высказать уверенность в том, что критикуемый вполне справится с предлагаемыми изменениями; 107 Исенко С.П. Критика и реагирование на нее как компоненты коммуникативной компетенции личности… 114