При планировании крупных инфраструктурных проектов, к которым относятся проектирование крупных линейных сооружений с повышенным уровнем ответственности – высокоскоростные железные дороги, магистральные трубопроводы и др., особенно важно своевременно выявить проблемные участки, обусловленные геологическими факторами, развивающимися в геодинамических активных зонах (ГАЗ) и прокладывать трассы в наименее опасных геодинамических условиях. Проведенные исследования во всех изученных регионах показали, что одной из основных причин возникновения аварийных ситуаций на линейных инженерных сооружениях помимо технических и технологических факторов является активизация геологических процессов в геоактивных зонах. С линеаментами и их системами связаны многие экзогенные геологические процессы и явления (интенсивное развитие карста и термокарста, суффозия, оврагообразование, оползни, обвалы, смещение русел водотоков и др.). К зонам пересечения линеаментов с линейными объектами (нефте- и газотрубопроводы, сооружения связи, транспортные магистрали и др.) приурочена большая часть аварий, обусловленных природными факторами (Копылов, 2012, 2013, 2014, 2015; Михалев и др., 2005; Kopylov I.S., Kovin O.N., Konoplev A.V., 2015). Одними из важнейших современных международных экономических мегапроектов является строительство газопровода «Алтай» с выходом в Китай и проектирование высокоскоростной железной дороги Москва – Пекин. В настоящее время подписано соглашение (между «Газпромом» и китайской нефтегазовой корпорацией CNPC) о поставках газа из России в КНР по западному маршруту, с месторождений в Западной Сибири через Алтай. Проводятся инженерные изыскания по трассе газопровода. Проекты проходят окончательный этап согласований, при этом еще не выбраны окончательные варианты трасс. Предполагается, что обе трассы будут иметь выход из России через Горный Алтай на юг в Синьцзян-Уйгурский автономный район (СУАР) КНР. Другие варианты предполагают прохождение железной дороги через территорию Казахстана, а газопровода – через территорию Монголии (в обход плато Укок). Но все варианты сходятся в предварительном конечном пункте – г. Урумчи. Территории проектируемых линейных инженерных объектов находится на стыке четырех государств – России, Китая, Казахстана и Монголии, имеет важное значение для развития экономики этих стран. Общая площадь составляет 2 2 более 600 тыс. км , при этом, большая часть (400 тыс. км ) относится к территории СУАР КНР. Инженерно-геологические и неотектонические особенности Рассматриваемая территория имеет очень сложные инженерно-геологические условия, обусловленные большим разнообразием инженерно-геологических формаций самого различного состава (от протерозойского до мезокайнозойского возраста), морфогенетических типов рельефа, обусловленных блоковой неотектоникой с различными инженерно-геологическими свойствами, активной новейшей тектоникой и геодинамикой, характеризуется высокой и крайне неравномерно распределенной сейсмичностью. 429