LII Урало-Поволжская археологическая конференция студентов и молодых ученых якобы душа еще летает. В сорок дней для нее будет суд, куда её определят или в рай или в ад, а до сорока дней вытирается этой тряпочкой» (зап. от Завьяловой В.И., 1939 г.р., п. Юлдус). В день похорон устраивают поминальную трапезу, которую называют «горячий обед». «Похоронят – тут же поминки. Горячий обед. Да. Горячий стол!» (зап. от Трубиловой (Кунгуровой К.А., 1935 г.р., г. Чистополь). На поминальную трапезу принято приглашать душу усопшего. «Я так деда своего: «Пообедай с нами, пообедаешь – уходи» А вот мы остались с дочкой: «Ай-да с нами обедать! Пообедаешь и уходи! К нам больше не приходи!» И оглядываешься…» (зап. от Гоглёнковой А.С., 1934 г.р., д. Булдырь). При этом на поминальный стол обязательно ставили угощение для покойного: стакан с водой или компотом, накрытый хлебом и ложкой. Это угощение ставили до 40-го дня на божницу. На горячий обед приглашались близкие усопшего и исполнители погребального обряда. Состав поминального обеда широк и разнообразен. Блюдом, которое употребляют в первую очередь, является расстоянка, подающаяся с медом. Расстоянка – это дрожжевая хлебная лепешка без начинки. Перед употреблением ее нарезают квадратами. «Лепёшка, только чуть повыше, без начинки. Ее режут на маленькие кусочки квадратиками» (зап. от Завьловой В.И., 1939 г.р., п. Юлдус). Затем обед продолжается супом (чаще всего щи), домашней лапшой с грибами. После лапши подается каша, которая может быть гречневой, пшенной или гороховой. После каши выпивают компот с рыбными, капустными или сладкими пирогами. Последнее обязательное блюдо горячего обеда – твердый фруктовый кисель, который едят ложками. После окончания обеда людям, которые присутствовали на трапезе, выдается милостыня [Александров, 1997, С. 524]. «Им полотенце на горячем, женщинам полушалки или там платки» (зап. от Лазоревой Н.В., 1940 г.р., д. Кубассы). Следующим днем частного цикла поминовения является девятый. В этот день заказывается служба за упокой в церкви, по возможности посещают кладбище. Девятый день также включает в себя организацию и проведение горячего обеда, однако число приглашенных на трапезу меньше, чем в день похорон. Встречается традиция поминать усопших на двадцатый день после смерти. Семья заказывает службу за упокой усопшего в церкви и устраивает скромный горячий обед только для самых близких. Кладбище в этот день не посещают. «Двадцатый это уж как там… семья уж сидит» (зап. от Трубиловой (Кунгуровой) К. А., 1935 г.р., г.Чистополь). Важнейший и ключевой поминальный день – сороковой. Особое почитание сороковин связывается с верой в перемещение души покойного на другой свет. Именно поэтому, по словам информантов, в этот день покойный напоминал о себе [Александров, 1997, С. 525]. «Ну душа, говорят, улетает. Как проститься приходит душа его. Мотоцикл лежал, всю жизнь лежал. Слышали грохот, но не поняли. Мотоцикл так и стоял» (зап. от Гореловой Л.С., 1941 г.р., д. Средний Толкиш). В сороковой день близкие также заказывают службу по усопшему, организовывают горячий стол и посещают могилу усопшего. Поминальная трапеза схожа с той, которая была в день похорон. Число приглашенных на обед в этот день больше, чем в предыдущие. Приглашаются соседи, родственники покойного и те, кто совершали погребально-поминальный обряд (кто обмывал покойного, изготавливал гроб, копал могилу). Среди выполнения обрядовых действий в сороковины встречается обычай давать тайную милостыню, которая называется «Сорок ложек». Как правило, такая милостыня устраивалась после горячего обеда и состояла из сорока ложек крупы (гороховой, рисовой или гречневой). Милостыню передавали через окно. Роль окна в похоронно-поминальном обрядности крайне важна [Байбурин, 1983, С. 141-142]. «А в сорок дней надо сорок ложек крупы. Посуда, какая есть. И вот вроде как унести, тайна она милостынька. Постучишь вроде, чтобы вышли. Сорок ложек крупы там, рисовой или какой, в блюдо тоже чё-то положишь. Постучишь в окошко, ну узнают, раз постучали, значит принесли» (зап. от Лазоревой Н.В., 1940 г.р., д. Кубассы). Те, кто получил тайную милостыню, должны были молиться за душу умершего [Александров, 1977, С. 523]. Год со дня смерти покойного заканчивает индивидуальный поминальный цикл. В годины также заказывается служба и устраивается поминальный обед. По возможности посещают кладбище. 444