Аннотированное описание содержания разделов и тем дисциплины Тема 1. Предмет и задачи психологии развития Психология развития в системе научного знания. Предмет психологии развития. История становления психологии развития как самостоятельной отрасли психологического знания. Актуальные проблемы психологии развития и возрастной психологии. Теоретические и прикладные задачи психологии развития. Основные разделы психологии развития. Связь психологии развития с другими науками – философией, педагогической психологией, педагогикой, физиологией, дефектологией и другими областями психологического знания. Тема 2. Методы исследования в психологии развития Методологические основы организации научного исследования в психологии развития. Основные требования к методам психологии развития. Этапы психологического исследования. Методы организации исследования. Методы сбора эмпирических данных. Методы обработки результатов исследования. Проблема интерпретации результатов психологического исследования. Тема 3. Основные проблемы и закономерности психического развития Понятие психического развития. Основные признаки и показатели психического развития. Типы психического развития. Преформированный и непреформированный пути развития. Эволюционные, революционные и ситуационные возрастные изменения. Соотношение понятий «созревание», «рост», «формирование». Условия, источники и движущие силы психического развития. Биогенетические и социогенетические концепции психического развития. Теория конвергенции двух факторов. Теория развития высших психических функций Л.С. Выготского. Психоаналитические теории развития З. Фрейда, Э. Эриксона, когнитивная теория Ж. Пиаже, теория нравственного сознания Л. Колберга. Основные закономерности психического развития. Понятие неравномерности психического развития. Понятие о сензитивных периодах в развитии психики ребенка. Возрастные кризисы в жизни ребенка. Понятия социальной ситуации развития, основных новообразований личности, ведущей деятельности. Понятие возраста. Хронологический и психологический возраст. Стадиальность психического развития. Проблема возрастной периодизации жизнен6