Специфика общения в подростковом возрасте. Взаимоотношения со сверстниками и со взрослыми. Психологические проблемы общения учителя с подростком. Роль сверстника в становлении личности подростка. Психология трудного подростка. Социально-психологические аспекты девиантного поведения. Формы девиантного поведения. Психологическая помощь подросткам с нарушениями социальной адаптации. Тема 9. Особенности психического развития в раннем юношеском возрасте Понятие юности и ее возрастные границы. Социальная ситуация развития в раннем юношеском возрасте. Анатомо-физиологическое развитие в юношеском возрасте и его влияние на психику и поведение личности. Особенности развития познавательной и эмоционально-волевой сферы. Ведущий вид деятельности в юношеском возрасте. Психологические особенности учебной деятельности. Мотивация учебной деятельности. Развитие познавательных интересов старшеклассников. Развитие личности в юношеском возрасте. Развитие самосознания. Образ Я, уровень притязаний, самооценка в юношеском возрасте. Представления о мужественности и женственности. Основные новообразования личности в юношеском возрасте. Проблема профессионального самоопределения. Образ будущего в ранней юности. Особенности общения в юношеском возрасте. Стремление к поведенческой, эмоциональной и ценностной автономии. Взаимоотношения с учителями, родителями, сверстниками. Тема 10. Особенности психического развития в зрелом возрасте Граница периода зрелости. Психологическая характеристика понятия «зрелая личность». Особенности анатомо-физиологического развития в зрелом возрасте. Развитие интеллекта в зрелом возрасте. Проблема обучения взрослых. Развитие личности и ведущая деятельность в зрелом возрасте. Возрастные кризисы зрелого человека: характеристика и поведенческие стратегии преодоления. Возраст и проблема смысла жизни. Роль творчества в жизни взрослого человека. Проблема самоактуализации и самореализации в зрелом возрасте. Индивидуальные и половые различия на этапе зрелости. 10