Темы творческих работ 1. Проблема детерминации психического развития в различных психологических теориях. 2. Критерии периодизации психического развития в трудах зарубежных и отечественных психологов. 3. Кризисы психического развития и их значение для становления личности. 4. Развитие идей Л.С. Выготского в работах его последователей. Основная литература 1. Крайг Г. Психология развития. М., 2005. 2. Реан А. Психология человека от рождения до смерти. М., 2015. Дополнительная литература 1. Ананьев Б.Г. Противоречия индивидуального развития и его гетерохронность // Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. СПб., 2001. С. 85–92. 2. Ананьев Б. Г. Онтогенез и жизненный путь человека // Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. СПб., 2001. С. 85–138. 3. Ананьев Б. Г. Социальные ситуации развития личности и ее статус // Б.Г. Ананьев. Человек как предмет познания. СПб., 2001. С. 232–242. 4. Берк Л.Е. Развитие ребенка. СПб., 2006. 1056 с. 5. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: в 6 т. Т. 3. М., 1984. 368 с. 6. Выготский Л.С. Проблема возраста // Собр. соч.: в 6 т. Т. 4. М., 1984. С. 244–269. 7. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 1996. С. 374. 8. Крейн У. Теории развития. Секреты формирования личности. СПб., 2002. 512 с. 9. Обухова Л.Ф. Детство как предмет психологического исследования // Детская психология. Теории, факты, проблемы / Л.Ф. Обухова. М., 1995. С. 13– 25. 10. Роль наследственности и среды в формировании индивидуальности человека / под ред. И.В. Равич-Щербо. М., 1988. 18