Задание 5. Сравните особенности самооценки в подростковом и юношеском возрасте. Задание 6. Раскройте основные этапы и закономерности профессионального самоопределения в период юности. Задание 7. Решите тест, предложенный ниже. Если вы согласны с данным высказыванием, то слева, рядом с номером этого высказывания, ставьте знак «+», если нет – знак «–». 1. Личностное новообразование, возникающее в ранней юности, называется «чувство взрослости». 2. Профессиональное самоопределение стимулирует развитие интересов к новым учебным дисциплинам. 3. Для юношей характерно «философствование», теоретизирование, стремление вести разговоры и споры на отвлеченные темы. 4. В юношеском возрасте понижается эмоциональная восприимчивость и способность к сопереживанию. 5. Центральным психологическим новообразованием в период юности является готовность (способность) к личностному и жизненному самоопределению. 6. Одна из задач юношеского возраста – принятие собственной внешности и эффективное использование своего тела: необходимо принять свой физический облик и изменения, происходящие в организме; осознать особенности своего тела и научиться заботиться о нем и эффективно управлять им в таких видах деятельности, как спорт, отдых и работа. 7. Кризис юношеского возраста, в отличие от кризисов других периодов, носит более затяжной и острый характер, так как в связи с быстрым темпом физического и умственного развития у юношей возникает много таких актуально действующих потребностей, которые не могут быть удовлетворены в условиях недостаточной социальной зрелости. 8. Представление о том, что «я уже не ребенок», – центральное личностное новообразование юношеского периода. 9. Если юноши видят выражение своей самостоятельности в делах и поступках, то подростки наиболее важной сферой проявления своей самостоятельности считают собственные взгляды, оценки, мнения. 10. Юношеская мечта о любви выражает прежде всего потребность в эмоциональном контакте, понимании, душевной близости; эротические мотивы в ней почти не выражены или не осознанны. 35