Задание 3. Обозначьте основные профессиональные задачи психолога при работе с людьми зрелого и пожилого возраста. Задание 4. Опишите нормативные и ненормативные жизненные события периода взрослости. Какие из этих событий являются наиболее стрессогенными с точки зрения личностного развития? Задание 5. Охарактеризуйте кризисы, возникающие на этапе взрослости. Задание 6. В чем суть кризиса середины жизни? Каковы варианты его проявления? Задание 7. Проведите анализ современных стереотипов и искаженных представлений о пожилых людях. Представьте развернутую социальнопсихологическую характеристику такого феномена, как эйджизм. Задание 8. Осуществите сравнительный анализ субъективно ощущаемых приобретений и субъективно воспринимаемых утрат в старости (Г. Хофт, А. Крузе, Г. Радебольд). Каким образом полученные данные можно использовать в контексте психологического сопровождения лиц пожилого возраста? Основная литература 1. 2. Крайг Г. Психология развития. М., 2005. Реан А. Психология человека от рождения до смерти. М., 2015. Дополнительная литература: 1. Абдуллаева М.М. Профессиональная идентичность личности: психосемантический подход // Психологический журнал. 2004, Т. 25, № 2. С. 86–96. 2. Анцыферова Л.И. Мудрость и ее проявления в разные периоды жизни человека // Психологический журнал. 2004. Т. 25, № 3. С. 17–25. 3. Анцыферова Л.И. Психология старости: особенности развития личности в период поздней взрослости // Психологический Журнал. 2001. Т. 22, № 3. С.86–99. 4. Психология человека от рождения до старости / под ред. А.А. Реана. СПб.; М., 2001. 5. Шапиро В.Д. Человек на пенсии. М., 1980. 37