Основная литература 1. Ильин Е.П. Психология взрослости. СПб., 2012. 990 с. 2. Реан А. Психология человека от рождения до смерти. М., 2015. Дополнительная литература: 1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977. 2. Анциферова Л.И. Поздний период жизни человека: типы старения и возможности поступательного развития личности // Психология развития / под. ред. А.К. Болотовой, О.Н. Молчановой. М., 2005. С. 491–506. 3. Бурльер Ф.А. Старение и старость. М., 1962. 4. Ливехуд Б. Кризисы жизни – шансы жизни. Калуга, 1994. 5. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: учебное пособие. М., 2001. 460с. 6. Толстых А.В. Возраст жизни. М., 1998. 7. Шахматов Н.Ф. Психическое старение. Психическая жизнь в старости // Психология развития / под. ред. А.К. Болотовой, О.Н. Молчановой. М., 2005. С. 480–590. Описания практических случаев Задание. Проанализируйте представленные ниже случаи из практики психолога (кейсы). При разборе кейсов ориентируйтесь на следующий план анализа: 1. Определение клиентского запроса. Характеристика запроса, с которым обращается клиент, его собственное видение проблемной ситуации. 2. Концептуализация проблемы клиента. Формулировка проблемы психологом, определение психологических закономерностей, ставших причиной возникновения проблемной ситуации, возможных аффективных, когнитивных и поведенческих ее проявлений. 3. Подбор диагностического инструментария. Определение психодиагностических средств, соответствующих возрастным особенностям личности, а также специфике заявленной проблемы. 4. Разработка рекомендаций. Составление программы психопрофилактического или психокоррекционного воздействия в пределах компетенции специалиста-психолога. Разработка рекомендаций осуществляется для всех субъектов, которые включены в описываемою проблемную ситуацию. Рекомендации должны быть представлены последовательностью понятных для клиента действий и задач. 39