При оценке эмоционального отношения ребенка к членам семьи следует обращать внимание на следующие моменты графических презентаций: 1) количество деталей тела (присутствуют ли: голова, волосы, уши, глаза, зрачки, ресницы, брови, нос, щеки, рот, шея, плечи, руки, ладони, пальцы, ноги, ступни и т.п.); 2) декорирование (детали одежды: шапка, воротник, галстук, банты, карманы, ремень, пуговицы), элементы прически, сложность одежды, украшения, узоры на одежде и т.п.; 3) количество использованных для рисования цветов. Как правило, хорошие эмоциональные отношения с человеком сопровождаются позитивной концентрацией на его рисовании, что в результате отражается в большем количестве деталей тела, обильном декорировании одежды, использовании разнообразных цветов. И наоборот, негативное отношение к человеку ведет к большей схематичности, неоконченности его графической презентации. Иногда пропуск на рисунке необходимых частей тела (головы, рук, ног) может указывать не только на негативное отношение ребенка к этому члену семьи, но и на проявление агрессии диагностируемого по отношению именно к этому человеку. О восприятии других членов семьи и Я-образе рисующего можно судить на основе сравнения величины фигур, особенностей презентации отдельных частей тела и всей фигуры в целом. Дети, как правило, самыми большими рисуют отца или мать, что соответствует реальности. Однако иногда соотношение величин нарисованных фигур явно не соответствует реальному росту членов семьи (семилетний ребенок может оказаться выше своих родителей и т.д). Это объясняется тем, что для ребенка (как и для древнего египтянина) величина фигуры является средством, при помощи которого он выражает силу, превосходство, значимость, доминирование. Так, например, на рисунке девочки Н. 6-ти лет мать на одну треть больше отца и вдвое больше других членов семьи. В этой семье наблюдалась большая доминантность, пунитивность матери, которая являлась истинно авторитарным руководителем в семье. Некоторые дети самыми большими или равными по величине родителям рисуют себя. В данном случае это было связано: а) с эгоцентричностью ребенка; б) соревнованием за родительскую любовь с другим родителем, при этом ребенок приравнивает себя к родителю противоположного пола, одновременно исключая или уменьшая «конкурента». Значительно меньшими, чем других членов семьи, себя рисуют дети, которые а) чувствуют свою незначительность, ненужность и т.п.; б) требуют опеки, заботы со стороны родителей. Иллюстрацией этого положения может слу82