жить рисунок мальчика Я., 6 с половиной лет. На рисунке он изобразил себя очень маленьким, к тому же почти вдвое меньшим, чем нарисовал себя в других ситуациях. Аналогичная трансформация характерна и для его поведения. Активный в детском саду, мальчик занимал позицию «малыша» дома. Здесь он использовал свою слабость, беспомощность как средство привлечения внимания родителей. Вообще, при интерпретации величин фигур психолог должен обращать внимание только на значительные искажения и исходить при этом из реального соотношения роста членов семьи (например, семилетний ребенок в среднем на одну треть ниже своих родителей). Информативной может быть и абсолютная величина фигур. Большие, на весь лист, фигуры рисуют импульсивные, уверенные в себе, склонные к доминированию дети. Очень маленькие фигуры отражают тревожность ребенка, наличие у него чувства небезопасности. При анализе особенностей презентации членов семьи следует обращать внимание и на изображение отдельных частей тела Дело в том, что разные части тела связаны с определенными сферами активности, являются средствами общения, контроля, передвижения и т.д. Особенности их презентации могут указывать на определенное, с ними связанное, чувственное содержание. Коротко проанализируем самые информативные в этом плане изображения частей тела. Руки являются основным средством воздействия на мир, физического контроля за поведением других людей. Если ребенок рисует себя с поднятыми вверх руками, с длинными пальцами, то это часто связано с его агрессивными желаниями. Иногда такие рисунки рисуют и внешне спокойные, покладистые дети. Можно предполагать, что ребенок чувствует враждебность по отношению к окружающим, но его агрессивные побуждения подавлены. Такое изображение ребенком себя также может указывать на его стремление компенсировать свою слабость, желание быть сильным, властвовать над другими. Эта интерпретация более достоверна тогда, когда ребенок в дополнение к «агрессивным» рукам рисует еще и широкие плечи или другие атрибуты – символы «мужественности» и силы. Иногда ребенок рисует всех членов семьи с руками, но «забывает» нарисовать их себе. Если при этом ребенок изображает себя еще и непропорционально маленьким, то это может быть связано с чувством бессилия, собственной незначительности в семье, с ощущением, что окружающие подавляют его активность, чрезмерно его контролируют. Интересны рисунки, где один из членов семьи нарисован с длинными руками, большими пальцами. Чаще всего это указывает на восприятие ребенком пунитивности, агрессивности этого члена семьи. То же значение может иметь и 83