Подготовку к выполнению задания 30 целесообразно начать с актуализации знаний и умений, приобретенных учащимися при изучении темы «окислительно-восстановительные реакции» в основной школе. Это умения рассчитывать степень окисления атомов элементов в составе сложных веществ и ионов, расставлять коэффициенты в уравнениях окислительновосстановительных реакций, используя метод электронного баланса, определять окислитель и восстановитель. При выполнении задания 30 учащимся потребуется самостоятельно выбрать из предложенного перечня веществоокислитель и вещество-восстановитель и составить уравнение окислительновосстановительной реакции между ними. При этом необходимо прогнозировать продукты реакции с учетом характера среды раствора (кислой, щелочной, нейтральной), концентрации реагентов, относительной устойчивости соединений элементов в различных степенях окисления. Поэтому важным этапом подготовки к выполнению данного задания является изучение свойств важнейших окислителей, а именно кислорода, галогенов, азотной и концентрированной серной кислот, перманганатов, хроматов и дихроматов, оксида марганца(IV), кислородсодержащих соединений хлора. Необходимо также рассмотреть восстановительные свойства простых веществ (металлов, серы, фосфора, углерода), сложных веществ, содержащих элементы в низшей степени окисления (иодидов, сульфидов, аммиака, фосфина и т.п.), соединений железа(II), хрома(II), меди(I) и некоторых других. Наконец, следует рассмотреть свойства тех веществ, которые содержат атомы элементов в промежуточной степени окисления (пероксида водорода, нитритов, сульфитов), отметив их возможность проявлять как окислительные, так и восстановительные свойства. Необходимым условием эффективной подготовки к выполнению данного задания является постоянная тренировка в составлении уравнений окислительновосстановительных реакций, которую целесообразно проводить не только при изучении данной темы, но и в процессе повторения курса неорганической химии. Важно помнить, что к реакциям ионного обмена в школьном курсе химии относят реакции, протекающие между веществами-электролитами в водных растворах. Эти реакции не являются окислительно-восстановительными. Согласно данному определению, к реакциям ионного обмена можно отнести реакции с участием солей, кислот, оснований и амфотерных гидроксидов, но не с участием оксидов, поскольку последние электролитами не являются. При написании уравнений реакций в ионном виде следует помнить, что хорошо растворимые сильные электролиты записывают как набор ионов, образовавшихся при их полной диссоциации, в то время как неэлектролиты и слабые электролиты записывают в молекулярном виде. Отметим, что в заданиях 30 и 31 может быть несколько вариантов ответа. Однако учащийся при выполнении задания должен записать уравнение только одной окислительно-восстановительной реакции и уравнение одной реакции ионного обмена. 105