primary logosecondary logo

Взаимоотношения человека и культуры в трудах Л.С. Выготского и Г.Г. Шпета

?
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА И КУЛЬТУРЫ
В ТРУДАХ Л.С. ВЫГОТСКОГО И Г.Г. ШПЕТА
Панфилова Эрика Юрьевна
Пермский государственный национальный исследовательский университет;
Специальность Клиническая психология, 1 курс;
enrikiesno@yandex.ru.
В наши дни отечественная психология 20-30-х гг. прошлого века и фигуры
психологов того времени привлекают всё больше внимания. Их работы активно
переиздаются, современные психологи проводят научные конференции и лекции в
честь открытых заново трудов. Но недооцененно важным и прорывным вкладом
того времени, который нам ещё предстоит по-настоящему оценить, можно считать
работы Г.Г. Шпета и Л.С. Выготского о взаимоотношениях человека и культуры в
рамках психологии.
Психологическая
характеризуется

наука

обильностью

СССР
теорий,

на

протяжении

которые

1920-30-ых

подразделяются

годов
на

два

направления, как пишет Корнилов: старые (субъективная (эмпирическая)
психология Г.И. Челпанова, рефлексология В.М. Бехтерева и учение об условных
рефлексах И.П. Павлова) и новые, которые возникли в 1920-30-ых гг. и должны
преобразовать старые теории (теория К.Н. Корнилова, марксистская психология
[1]

(реактология), психология поведения (бихевиоризм) П.П. Блонского) .
В СССР на то время существуют психологические центры, главный из них –
Психологический институт при Московском университете, там доминирует
устаревшая психология сознания, которая строится на субъективном методе. В то
же время русские ученые

1[]

В.М. Бехтерев и И.П. Павлов создают науку о

Корнилов К.Н. Современное состояние психологии в СССР // Под знаменем марксизма. – 1927.

– № 10–11. [– С. 195–217.]