primary logosecondary logo

Развитие отечественной детской психологии и педологии в XX веке

?
РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ И
ПЕДОЛОГИИ В ХХ ВЕКЕ
Лесникова Екатерина Алексеевна;
ПГНИУ; ФС/О-КЛП-1-2019 СП
e-mail: katherine_les0203@mail.ru
«Психология детства имеет своей задачей изучение душевной жизни
ребенка, уяснение психического своеобразия детства. В системе наук о ребёнке
психологии детства, конечно, должно принадлежать центральное место. И если
в настоящее время психология детства не занимает такого места, то
этообъясняется, с одной стороны, слабым развитием общего учения о человеке,
а с другой – медленным развитием самой психологии детства. Но
принципиально ключ к детству, к теоретическим и практическим проблемам
его – заключается в психическом своеобразии детства. Чем дальше подвигаемся
мы в понимании душевной жизни ребенка, чем яснее выступают перед нами её
особенности,

тем

определённееобрисовывается

центральное

положение

психологии детства в системе наук о ребёнке» [1; с.1].
Детская психология, сформировавшаяся в начале XX в. в России, вобрала
в себя многие традиции отечественной психологии, педагогики и философии.
Она развивалась вместе с педологией, популярной среди педагогов и
воспитателей благодаря своему практическому характеру и направленности на
чёткие требования образовательных организаций.
Путь становления отечественной детской психологии и педагогики имел
свои особенности, отличавшие её от зарубежных течений. Хотя духовная жизнь
российской общественности была тесно связана собщим ходом развития
западной

культуры,

она

отражала

самобытность

исторического

и

социокультурного пути России, а также значительно влияла на развитие
отечественной психологии.
Предпосылки и зарождение детской отечественной детской
психологии