системы (например, восприятие образует «сплав» с памятью, память – с мышлением). В результате процесса, описываемого Львом Семеновичем, возникает единая система психических функций. Выготский отводит центральную роль в построении высших психических функций речи ( речевому мышлению) [3]. А.Н. Леонтьев проводил многочисленные исследования, которые раскрывали механизм формирования высших психических функций. Центральными в его исследованиях были два психических процесса – память и внимание[4]. Он поставил перед собой задачу, используя данные биологических наук, проследить этапы развития психики. В мае 1941 года на защите докторской диссертации «Развитие психики» Леонтьев предложил свою классификацию стадий развития психики в филогенезе и обосновал критерии для анализа психики. Содержание диссертации нашло отражение в его труде «Очерк развития психики», изданном в 1947 году, и цикле статей, собранных позже в книгу «Проблемы развития психики», которая в 1963 году была удостоена Ленинской премии [6]. Продолжая свою научную деятельность, Алексей Николаевич пытался психологически осмыслить категории, наиболее важные для построения целостной системы психологии, как науки о порождении, функционировании и строении психики. В 1975 году в свет выходит его книга «Сознание. Деятельность. Личность», в которой он систематизировал свои идеи и ранее изданные публикации. [4] Отвечая на вопрос о преемственности идей Выготского и Леонтьева, следует отметить, Выготского, что концепция исследования Леонтьева Алексея отчасти продолжала Николаевича концепцию подтверждали на эмпирическом материале идеи учителя. Однако, работая в русле культурноисторической парадигмы Выготского, Леонтьев частично выходит за ее рамки.