РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА Рябова Яна Сергеевна ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет» Специальность Клиническая психология, 1 курс “Экспериментальная психология — наука сравнительно новая и еще мало известная в русском обществе. Многие относятся к ней с предубеждением и никак не могут примириться с мыслью о существовании каких-то «психологических лабораторий». Соединяя со словом «лаборатория» представление о весах, ретортах, печах, банках, ножах, несчастных жертвах вивисекции, они с недоумением спрашивают: разве можно положить душу на весы, засадить ее в банку, подогреть на огне, разрезать на части?” (Серебреников, 1916) [1]. Суть эксперимента состоит в планомерном изменении условий исследуемого явления с целью выяснить его природу и способ происхождения. Его часто противопоставляют с наблюдением, и выделяют два ярких преимущества у эксперимента. Во-первых, он позволяет организовывать более частые наблюдения за явлениями. То есть, когда условия протекания явления находятся в распоряжении исследователя, у него нет нужды откладывать изучение явления в ожидании случайного возникновения его в природе: он и сам в силах воспроизвести его в любое удобное время и исследовать. Во-вторых - его преимущество состоит в точном определении причинно-следственных связей между явлениями. С каждым разом, изменяя одни условия явления и оставляя неизменными другие, исследователь может наблюдать, есть ли влияние на явление или его нет, и если есть, то какую конкретно сферу явления оно определяет [1]. Термин «экспериментальная психология» имеет, по крайней мере, четыре значения. 1) Совокупность всей науки психологии как системы знаний, полученных вследствие экспериментального исследования животных и человека (В. Вундт, С. Стивенс). Любая научная психология называется экспериментальной и ставится в оппозицию интроспективной, умозрительной и философской (П. Фресс, Ж. Пиаже). 2) Экспериментальная психология - это система экспериментальных методов и методик, реализуемых в конкретных исследованиях (М. В. Мэтлин). 3) Также понятие часто используется в широком значении для описания целого научного направления, занимающегося в целом проблемой методологии психологического исследования. 4) Теория психологического эксперимента, фундамент которого есть в общенаучном знании об эксперименте и включает сначала его