психических процессах нужно рассматривать не по отдельности, а в системе, так как главной задачей экспериментального исследования он считал построение целостной картины личности. Лазурский предлагал идти отличным от зарубежной психологии путём и укрупнить объект исследования: изучать не отдельные элементарные психические функции, а личность и сложные психические функции в системе. И для этого он даже придумал специфический метод исследования – естественный эксперимент, когда обычная, естественная для человека или животного среда совмещалась с целесообразным и осторожным приплетением эксперимента в изучаемую сферу [2]. Н. Н. Ланге развивал крайне идеалистическую мысль о том, что блестящие результаты в области естественных наук, реализованные с помощью эксперимента, можно перенести и на психологию, и ждать такого же потрясающего результата - возведение психологии к совершенству, какой она ещё никогда не была. Ланге разделяли С. С. Корсаков, а также А. А. Токарский. Его первый оппонент Л. М. Лопатин большое внимание обратил на несовершенства этого метода и сделал вывод о том, что в настоящее время, в той форме, в которой он есть, эксперимент способен решать очень скромную часть задач психологии. Так что в своей неидеальности и недоработанности в современном состоянии он не сможет заменить грубо заклеймённые методы наблюдения и психологической интроспекции. В такой среде дискуссий эксперимент постепенно входил в психологическую науку. В поддержку метода выступал влиятельный Н. Я. Грот. В докладе «Основания экспериментальной психологии» на конференции Московского психологического общества, он заявил, что необходимо наличие собственного психологического эксперимента, который должен учитывать сознание и самосознание человека в отличие от эксперимента в естествознании. А также поддержал идею Ланге о необходимости психологических лабораторий при университетах. [2] А. П. Нечаев в 1901 г. создал лабораторию экспериментальной психологии при Педагогическом музее военно-учебных заведений. Он выделял для экспериментальной психологии роль в выработке наиболее эффективных техник обучения школьников и решения вопросов дидактики и методики. Он развернул экспериментально-психологические исследования основ школьного дела. При психологической лаборатории Нечаева в 1904 г. были созданы педологические курсы. По его инициативе были организованы (1906 и 1909) Всероссийские съезды по педагогической психологии и экспериментальной педагогике (1910, 1913, 1916). На съездах обсуждались принципы и методы психологического исследования, проблемы соотношения теории и эксперимента. [4] Так Г. И. Челпанов выступил с докладом «Задачи современной психологии, в котором предостерегал от «плодящегося дилетантизма в