психологам В. М. Бехтереву, П. И. Ковалевскому, С. С. Корсакову, А. Ф. Лазурскому, Н. Н. Ланге, А. П. Нечаеву, А. А. Токарскому, А. И. Сикорскому, В. Ф. Чижу и другим не только создать мощную основу для развития экспериментально-психологических исследований в отечественной психологии, но и реализовать самостоятельный вариант экспериментального подхода, отличный от европейского, ориентированного в большинстве своём на реализацию идей В. Вундта [3]. Укажу некоторые из этих особенностей. 1. Единство эксперимента и теории. Истоки его во взглядах Лазурского, также взросло в противостоянии взглядов Челпанова и Бехтерева. Эксперимент был тесно связан с теорией, что обеспечивало понимание его функций по отношению к этой теории. С одной стороны - источник новых научных направлений, подходов и теорий в психологии, с другой стороны – условие доказательности истинности и правильности уже существующих положений. 2. Единство эксперимента и практики. Не выделялось какое-то специальное направление в психологии – экспериментальная психология – противостоящее другим, а предполагалось использование экспериментального метода во всех сферах психологических исследований. При этом часто ориентиром служило решение конкретных практических задач. В качества подтверждения этого выступает обширный цикл исследований, реализованных А. П. Нечаевым и его учениками в рамках педологии [4]. 3. Универсальность в понимании возможностей эксперимента. Отечественные психологи, в отличие от В. Вундта и его сторонников, считавших возможным использование метода эксперимента лишь в изучении элементарных психических явлений, с самого начала обосновали необходимость применения эксперимента в изучении сложных психических явлений, например характеризующих целостную личность. Например, разработка и обоснование А. В. Лазурским метода «естественного эксперимента» в изучении характера школьников. 4. Ориентация на техническую реализацию эксперимента. Специфика экспериментального подхода в отечественной психологии была в создании оригинальных технических средств и приборов для экспериментальнопсихологических исследований. Усложнение предмета исследования с использованием эксперимента приводило к ограниченным возможностям изучения, и как следствие к необходимости создания новых приборов, устройств и программ. Список литературы 1. Серебренников В. С. В.С. Серебреников. К вопросу об экспериментальной психологии // Христианское чтение, 1895. № 7-8. С. 228-231.