СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ ВЕКА Чигирева Анна Дмитриевна Пермский государственный национальный исследовательский университет Специальность Клиническая психологи. 1 курс Annaiguana2606@mail.ru В настоящее время детская психология является одной из самых изучаемых отраслей психологической науки. Особенность детской психологии состоит в том, что исследуются не просто психические процессы, а законы их возникновения. Она показывает отличительные признаки психики ребенка, находящегося в той или иной возрастной категории. Становление детской психологии в России приходится на начало ХХ в. Основой для возникновения детской психологии явились многие традиции отечественной общественной мысли, развивающейся с середины XIX в недрах отечественной психологии, педагогики и философии. Предпосылками оформления этой отрасли выступили запросы педагогической практики, осознание необходимости построения теории воспитания, которая будет научно обоснована. Но на базе какой науки необходимо формировать психологию – на базе философии или же на базе физиологии? Детской психологии подошло второе направление, так как важное значение в изучении детей имела биологическая и физиологическая составляющая феномена детства. Таким образом, детская психология развивается в естественнонаучномрусле. Но это не значит, что к гуманитарным наукам не обращались совсем, ведь они были необходимы при изучении, например, нравственного развития детей. Также большую роль в становлении детской психологии сыграли такие науки, как физиология, педиатрия и психиатрия. Большой вклад в развитие практической психологии внесли выдающиеся ученые, такие как Г.И. Россолимо и В. П. Кащенко, которые являются инициаторами создания педологических лабораторий. Так, в Московской педагогической академии был открыт педологический отдел с непосредственным участием Кащенко. Основной проблемой его исследований были трудные, умственно отсталые дети и, в частности, возможности их обучения. Под руководством Россолимо были проведены учебные исследования детей в Институте детской психологии и неврологии. Его тесты общей умственной одаренности, разработанные в начале века, пользовались большой популярностью в школьной практике. Инициаторами становления детской психологии можно считать А.П. Нечаева, Н.П. Румянцева и В.М. Бехтерева, которые были сторонниками того, что воспитание ребенка, исследование его душевных особенностей должно быть главной задачей детской психологии. Большим прорывом было открытие педологических курсов в 1904 году. Основателем данных курсов был А.П. Нечаев. Задачей этих курсов было понимание психических свойств детей. Стали появляться книги по педагогической психологии, журналы, посвященные детской