primary logosecondary logo

Становление и развитие детской психологии в России в первой половине XX века

?
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В РОССИИ
В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ ВЕКА
Чигирева Анна Дмитриевна
Пермский государственный национальный исследовательский университет
Специальность Клиническая психологи. 1 курс
Annaiguana2606@mail.ru
В настоящее время детская психология является одной из самых изучаемых
отраслей психологической науки. Особенность детской психологии состоит в том,
что исследуются не просто психические процессы, а законы их возникновения.
Она показывает отличительные признаки психики ребенка, находящегося в той
или иной возрастной категории. Становление детской психологии в России
приходится на начало ХХ в. Основой для возникновения детской психологии
явились многие традиции отечественной общественной мысли, развивающейся с
середины XIX в недрах отечественной психологии, педагогики и философии.
Предпосылками оформления этой отрасли выступили запросы педагогической
практики, осознание необходимости построения теории воспитания, которая будет
научно обоснована.
Но на базе какой науки необходимо формировать психологию – на базе
философии или же на базе физиологии? Детской психологии подошло второе
направление, так как важное значение в изучении детей имела биологическая и
физиологическая составляющая феномена детства. Таким образом, детская
психология развивается в естественнонаучномрусле. Но это не значит, что к
гуманитарным наукам не обращались совсем, ведь они были необходимы при
изучении, например, нравственного развития детей. Также большую роль в
становлении детской психологии сыграли такие науки, как физиология, педиатрия
и психиатрия.
Большой вклад в развитие практической психологии внесли выдающиеся
ученые, такие как Г.И. Россолимо и В. П. Кащенко, которые являются
инициаторами создания педологических лабораторий. Так, в Московской
педагогической академии был открыт педологический отдел с непосредственным
участием Кащенко. Основной проблемой его исследований были трудные,
умственно отсталые дети и, в частности, возможности их обучения. Под
руководством Россолимо были проведены учебные исследования детей в
Институте детской психологии и неврологии. Его тесты общей умственной
одаренности, разработанные в начале века, пользовались большой популярностью
в школьной практике.
Инициаторами становления детской психологии можно считать А.П. Нечаева,
Н.П. Румянцева и В.М. Бехтерева, которые были сторонниками того, что
воспитание ребенка, исследование его душевных особенностей должно быть
главной задачей детской психологии. Большим прорывом было открытие
педологических курсов в 1904 году. Основателем данных курсов был А.П. Нечаев.
Задачей этих курсов было понимание психических свойств детей. Стали
появляться книги по педагогической психологии, журналы, посвященные детской