primary logosecondary logo

Значение трудов Л.С. Выготского для отечественной психолингвистики

?
ЗНАЧЕНИЕ ТРУДОВ Л.С. ВЫГОТСКОГО
ДЛЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛИНГВИСТИКИ
Алоян Майрануш Константиновна
Пермский Государственный Национальный Исследовательский Университет
Психология (бакалавриат), 1 курс
aloian.maira@mail.ru
Психолингвистика – научное направление на стыке лингвистики и
психологии, изучающее психологические и лингвистические аспекты речевой
деятельности человека, социальные и психологические аспекты использования
языка

в

процессах

речевой

коммуникации

и

индивидуальной

рече-

мыслительной деятельности.
Согласно

определению,

данному

А.А.

Леонтьевым,

предметом

исследования психолингвистики является, прежде всего, речевая деятельность
как специфически человеческий вид деятельности, ее психологическое
содержание, структура, виды (способы), в которых она осуществляется, формы,
в которых она реализуется, а также выполняемые ею функции [1, с. 8].
«Прародителями» психолингвистики можно считать немецкого философа
и лингвиста В. фон Гумбольдта (1767–1835), который говорил, что язык
выполняет важнейшую роль в «мировидении» и русского филолога А.А.
Потебни (1835–1891) с его учением о «внутренней форме» слова. Однако
психолигвистами их считать нельзя, поскольку такого понятия на том момент
не существовало. Сам термин «психолингвистика», появился в 1946 году, его
предложил Н. Пронко. Как отдельная самостоятельная наука психолингвистика
оформилась в 1953 г. в результате работы межуниверситетского семинара,
организованного Комитетом по лингвистике и психологии Исследовательского
Совета

по

социальным

наукам

при

Университете

штата

Индиана.

Организаторами этого семинара были два известнейших американских
психолога – Чарльз Осгуд и Джон Кэрролл и лингвист, этнограф и