А.А. Леонтьев, воздавая должное заслугам Л.С. Выготского, говорит: «Он сумел предугадать дальнейшее развитие психологии речи и психолингвистики на много десятилетий вперед» [4, с. 34]. Соглашаясь с мнением А.А. Леонтьева, высказанным в его работе «Основы психолингвистики», необходимо указать еще ряд важных положений, выдвинутых Л.С. Выготским. Это, прежде всего, идея эвристичности процессов речепорождения и обусловленности дифференциально-психологическими и их общепсихологическими, социально-психологическими факторами. Эвристичность происхождения речевых процессов включает не столько логические аспекты, сколько интуитивные подходы. Соответственно, говоря о речи, Л.С. Выготский подразумевал, что она зарождается под воздействием метафоричности мышления, помогает обнаруживать в ней нечто новое, ранее неизведанное [1, с. 21]. Кроме того, Л.С. Выготский одним из первых поставил вопрос о психологических свойствах текста и разграничил понятия грамматической и реальной (психологической) предикативности; ему принадлежит концептуальное определение значения как общепсихологической категории и понятие предметного значения. Если раньше предикативность носила исключительно синтаксическую принадлежность, то Л.С. Выготский отметил, что во внутренней речи можно заметить тенденцию к сокращению существительных и увеличению предикатов (сказуемых) [1, с. 897]. Однако, некоторые направления исследования речевой деятельности, намеченные Л.С. Выготским, как считает А.А. Леонтьев, еще не получили дальнейшего развития в психолингвистике. Прежде всего, это проблема рефлекторного управления речью и анализ разных уровней осознанности речи в их взаимодействии [4, с. 34]. Продолжателем идей Л.С. Выготского являются, прежде всего, его ученик Александр Романович Лурия и Алексей Алексеевич Леонтьев, сын Алексея