ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ В ТРУДАХ Л.С. ВЫГОТСКОГО Козий Екатерина Константиновна Пермский Государственный Национальный Исследовательский Университет Психология (бакалавриат), 1 курс ekaterinakozij@yandex.ru Проблема сознания является центральной в науках о человеке, однако вопрос о сущности сознания стоит сегодня по-прежнему остро. Как идеальное явление сознание с трудом поддается теоретизации и объективной оценке, что порождает сомнения в возможности его научного познания средствами психологии. В последнее время усилия академической психологии, направленные на изучение проблемы сознания, существенно снизились. В связи с этим особую актуальность в настоящий момент приобретает обращение к классике отечественной психологической мысли – трудам Льва Семеновича Выготского (1896–1934), в которых проблема сознания разрабатывалась достаточно широко. Уже в начале изучения психологии Л.С. Выготский понимал необходимость построения новой, объективной науки. Ученый интересовался высшими человеческими эмоциями, вызываемыми восприятием произведений искусства, особенно его не устраивали недостатки существовавших объективных направлений в мировой и советской психологии 20-х годов – бихевиоризма и рефлексологии [1]. Рефлексология и бихевиоризм являлись господствующими научными направлениями того времени и оба эти направления отрицали сознание. Так рефлексология, основоположником которой был В.М. Бехтерев, использовала исключительно объективные методы анализа связи рефлексов с теми или иными раздражениями [2], а бихевиоризм, сторонниками которого в России были А.Ф. Лазурский, М.Я. Басов и П.П. Блонский, сводил психику к различным формам поведения, которое он трактовал как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды [2].