primary logosecondary logo

Проблема сознания в трудах Л.С. Выготского

?
ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ В ТРУДАХ Л.С. ВЫГОТСКОГО
Козий Екатерина Константиновна
Пермский Государственный Национальный Исследовательский Университет
Психология (бакалавриат), 1 курс
ekaterinakozij@yandex.ru
Проблема сознания является центральной в науках о человеке, однако
вопрос о сущности сознания стоит сегодня по-прежнему остро. Как идеальное
явление сознание с трудом поддается теоретизации и объективной оценке, что
порождает сомнения в возможности его научного познания средствами
психологии.

В

последнее

время

усилия

академической

психологии,

направленные на изучение проблемы сознания, существенно снизились. В
связи с этим особую актуальность в настоящий момент приобретает обращение
к классике отечественной психологической мысли – трудам Льва Семеновича
Выготского (1896–1934), в которых проблема сознания разрабатывалась
достаточно широко.
Уже

в

начале

изучения

психологии

Л.С.

Выготский

понимал

необходимость построения новой, объективной науки. Ученый интересовался
высшими человеческими эмоциями, вызываемыми восприятием произведений
искусства,

особенно

его

не

устраивали

недостатки

существовавших

объективных направлений в мировой и советской психологии 20-х годов –
бихевиоризма и рефлексологии [1].
Рефлексология и бихевиоризм являлись господствующими научными
направлениями того времени и оба эти направления отрицали сознание. Так
рефлексология, основоположником которой был В.М. Бехтерев, использовала
исключительно объективные методы анализа связи рефлексов с теми или
иными раздражениями [2], а бихевиоризм, сторонниками которого в России
были А.Ф. Лазурский, М.Я. Басов и П.П. Блонский, сводил психику к
различным формам поведения, которое он трактовал как совокупность реакций
организма на стимулы внешней среды [2].