В1931–1934-е годы одной из центральных тем творчества Л.С. Выготского выступала проблема структуры сознания. При анализе структуры сознания он разделял его системное и смысловое строение. Под системным строением Л.С. Выготский понимал сложную совокупность отношений отдельных функций между собой, специфичную для каждой возрастной ступени. Смысловое строение сознания он рассматривал как характер обобщений, посредством которых совершается осмысление человеком мира. Появление системного и смыслового строения сознания Выготский связывал с возникновением речи. Их развитие и функционирование, согласно Выготскому, может изучаться только в их взаимной связи и взаимной обусловленности [7]. Подводя итоги рассмотрению взглядов Л.С. Выготского на проблему сознания, следует отметить, что Л.С. Выготский в своих трудах делает акцент на том, что в научной психологии нельзя игнорировать факты сознания. Он подчеркивал необходимость создания объективного языка для их изучения. Л.С. Выготский считал, что сознание нельзя рассматривать как нечто отдельное от физиологических и психологических явлений, ему должно быть найдено место в одном ряду со всеми реакциями организма. Литература 1. Беспалов Б. И. Проблема сознания в концепции Л.С.Выготского // XIV Международные чтения памяти Л.С. Выготского. Психология сознания: истоки и перспективы изучения. – Москва, 2013. – С. 8–15. 2. Словарь–справочник по возрастной и педагогической психологии / Под ред. Гамезо М.В. – М.: Пед. о-во России, 2001. – 127 с. 3. Выготский Л.С. Психология развития человека. – М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. – 1136 с. 4. Леонтьев А.H. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. – 130 с.