эстетической реакции. Я опирался на общие элементы формы и материала, которые присущи всякому искусству». Уже подзаголовок книги – «Анализ эстетической реакции» – указывает на то, что задачей данного исследования является не систематическое изложение психологического учения об искусстве во всем его объеме и во всей широте содержания (все виды искусства, все проблемы и т. д.) и даже не индуктивное исследование определенного множества фактов, а именно анализ процессов восприятия произведений искусства в их сущности. В этой книге Л.С. Выготский высказывает свои идеи о том, что должна изучать психология искусства. По мнению Л.С, Выготского в сферу ее интересов должны входить: влияние готового произведения искусства на человека, на его эмоциональную жизнь независимо от личности творца и безотносительно к читателю; поиск возможности объективного исследования произведения искусства; анализ системы раздражителей – эстетических знаков, которые направлены на возбуждение эмоций в людях; воссоздание эмоций, пробуждаемых произведениями искусства (не интерпретация душевной организации автора), поскольку искусство является «общественной техникой чувств». Под этими словами Л.С. Выготский подразумевает, что искусство является общественным способом выражения своих чувств и эмоций. Л.С. Выготский смотрел на художественное произведение как на «совокупность эстетических знаков, направленных к тому, чтобы возбудить в людях эмоции», и пытался на основании анализа этих знаков воссоздать соответствующие им эмоции. Л.С. Выготский работал в русле объяснительной психологии, а потому его психология искусства – это безличная психология, в ней сделан акцент на поиске общих закономерностей, которые делают вещь произведением настоящего искусства. Сам Л.С. Выготский говорит об этом следующее: «Наконец, содержание проблемы мы видим в том, чтобы теоретическая и прикладная психология искусства вскрыла все те механизмы, которые движут искусством, вместе с социологией искусства дала бы базис для