высоким, средним и низким умственным развитием «на границе школы». Педология должна была помогать в процессе обучения выявлять неуспевающих учеников и диагностировать причины их неуспеваемости. Главной идеей было установление соотношения процесса развития ребенка и процесса обучения [2]. В своей работе «Лекции по педологии» Л.С. Выготский говорил, что ребенок быстро развивается и осваивает окружающий мир, если общается с взрослым. При этом взрослый должен быть заинтересован в общении. Важно было поощрять речевое общение ребенка. Речь способна трансформировать детское мышление, помогает решать задачи и образовывать понятия. В раннем возрасте в речи ребенка употребляются слова с эмоциональным значением. С ростом и развитием детей в речи появляются слова конкретного значения. В подростковом возрасте ребенок начинает обозначать словами абстрактные понятия. Таким образом, речь изменяет психические функции детей [3]. Л.С. Выготский сформулировал основной закон развития высших психических функций в своей работе «История развития высших психических функций»: «всякая психическая функция в развитии ребенка появляется на сцене дважды — сперва как деятельность коллективная, социальная, т.е. как функция интерпсихическая, второй раз как деятельность индивидуальная, как внутренний способ мышления ребенка, как функция интрапсихическая» [4]. Он также разработал новую теорию аномального развития ребенка, на которой сейчас базируется наука дефектология, которая изучает психофизические особенности развития детей с психическими и (или) физическими недостатками и закономерности их воспитания и обучения. Из слов Н.М. Назаровой мы узнаем, что одной из основных проблем, которой занимался Л.С. Выготский, была проблема закономерностей развития как нормальных, так и аномальных детей. Л.С. Выготский является основоположником теории о первичной и вторичной природе дефекта. В своей книге «Проблема умственной отсталости» он утверждал, что необходимо различать первичные и вторичные отклонения, которые ведут к задержке