помощью орудий. Это наложило отпечаток на его психику, – он научился овладевать собственными высшими психическими функциями. Для этого он также использует орудия, но орудия психологические. В качестве таких орудий выступают знаки, или знаковые средства. Они имеют культурное происхождение, причем универсальной и наиболее типичной системой знаков является речь. Следовательно, высшие психические функции человека отличаются от психических функций животных по своим свойствам, строению и происхождению: они произвольны, опосредованы, социальны. Исторической концепция называлась потому, что невозможно понять «ставшие», имеющиеся сейчас в наличии психические процессы и сознание, а следует рассмотреть историю их развития и становления, но при этом именно развитие, то есть качественные изменения, появление новообразований, а не простую эволюцию. Л.С. Выготский пытался рассматривать психическое развитие во всех видах генезов. Однако в центре его внимания находились онтогенетические исследования становления и развития высших психических функций у ребенка. Культурной данная концепция называется потому, что Выготский считал, что сознание ребенка, специфические особенности его высших психических функций формируются у ребенка в результате общения со взрослыми, в котором происходит усвоение ребенком систем культурных знаков. Эти знаки опосредуют его «низшие» (непроизвольные) психические функции и тем самым ведут к созданию совершенно новых образований в сознании ребенка. Литература 1. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. // Собрание сочинений, том 3. – М.: Педагогика, http://elib.gnpbu.ru/text/vygotsky_ss-v-6tt_t3_1983/go,8;fs,0/ 15.04.2020). (дата 1983. URL: обращения: