разработкой научно обоснованного подхода к восстановлению движений и высших психических функций, нарушенных в результате ранений и контузий. Основанная на ряде теоретических положений, разработанных советскими психологами и психофизиологами (Л.С. Выготским, П.К. Анохиным, Н.А. Бернштейном и др.) еще в 30-е годы, эта работа не только принесла реальную помощь большому числу раненых и контуженых, многих вернув в строй или к трудовой деятельности, но и позволила углубить понимание психомоторики и некоторых других аспектов деятельности мозга и психики. Исследуя различные проблемы в интересах фронта, психологи опирались на ранее полученные выводы и во многом апробированные методы исследования. Теоретическая постановка и экспериментальная разработка многих военно-психологических тем велась в практическом плане, т.е. научный анализ обычно завершался конкретными выводами и рекомендациями, предназначенными для командиров, политработников, инженеров и врачей воинских частей и учреждений. Формой реализации проведенных исследований были публикации, доклады для заинтересованных лиц, методические разработки и др. Работа, проделанная советскими психологами по оборонной тематике в годы войны, оказала большое влияние на последующее развитие психологической науки. Она укрепила ее методологические позиции, углубила теоретический фундамент, придала практическую направленность основной массе исследований. Наряду с исследованиями в области оборонной тематики советские психологи в годы Великой Отечественной войны продолжали научные исследования и по другим отраслям науки. В области общей психологии большая группа ученых (В.А. Артемов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.А. Смирнов и др.) изучала различные аспекты познавательных процессов. К.Н. Корнилов, Н.Д. Левитов, И.Ф. Случевский исследовали проблемы воли, характера, темперамента. Проблемой деятельности и способностей занимался