идеализма и мистики в науке – эти пятнадцать лет наметили четкие пути, создали мощный коллектив работников и выковали твердую уверенность в дальнейших победах» [1, с. 4]. Но как отмечает М.Г. Ярошевский в своей работе: "Не стоит односторонне рассматривать все высказываниям учёных того времени. Большинство из них, подчиняясь партийно-бюрократическому диктату, с одной стороны, сохраняя восприимчивость к голосу научной совести – с другой, вынуждено было жить с расщепленным сознанием, двойной моралью” [2, с. 16]. Ярошевский подкрепляет это тем, что в 20–30-х годах с «великим переломом» началась вакханалия «изготовления» контрреволюционеров с целью реализации людоедских политических планов. Исполнители этих планов, конечно, хорошо знали о невиновности подлежащих осуждению, и сами суды являлись отрепетированными «спектаклями». Так, в 1929 году рефлексологической дискуссии стало прекращение существования науки рефлексологи, созданной В.М. Бехтеревым, в связи с исключением из исследования психики и сознания, а также по ложным обвинениями в биологизации и крайне механистической трактовке человека и поведения. В 1931 году реактология К.Н. Корнилова подверглась жёсткой критике за отрыв теории от практики и "вредные для социалистического строительства положения". В результате К.Н. Корнилову пришлось отказаться от реактологии под страхом “репрессивной машины”. Но кульминацией стало наступление на психологию на «идеологическом фронте» – разгром педологии в связи с принятым ЦК ВКП(б) постановлением от 4 июля 1936 года «О педологических извращениях в системе Наркомпросов». Мне хотелось бы подробнее описать значение этого события, т.к. педология, как мы выяснили выше, была ведущим направлением в психологии того времени. В 1936 году Центральный комитет партии принял постановление, потребовавшее покончить с распространением в СССР “лженауки” педологии, искаженно трактующей влияние среды и наследственности [3, с. 160]. Но если не поговорить о принципах, на которых